г.Казань
ул. Московская д.3
т. 5-700-700
 

 Калейдоскоп »

Balenciaga: интеллектуальный кутюр

Кристобаль Баленсиага посвятил свою жизнь поиску новых технологических решений для высокой моды. Достигнув поставленных целей, он ушел на пенсию и зажил простой жизнью. Этот авангардный характер оставил после себя уникальное наследие, которое подробно проанализировал нынешний арт-директор фирмы Николя Гескьер. "Баленсиага изобрел моду будущего", - считал фотограф Сесил Битон.

Гетария - маленькая рыбацкая деревушка в баскской Испании. Из окон второго этажа скромного каменного дома открывается вид на пляж, а из комнат первого этажа можно увидеть только темную аллею. Здесь в 1895 году в семье рыбака и швеи родился человек, который оказал огромное влияние на историю моды, - Кристобаль Баленсиага. Фанатичная религиозность родителей создавала в доме особую атмосферу - строгую, скромную и благочестивую. Возможно, длинные темные платья матери и тетушек привили будущему дизайнеру любовь к черному цвету, которую он пронес через всю жизнь.

Милость маркизы

Артистические наклонности Кристобаля были заметны с детства. Маркиза де Каза Торрес, местная помещица, была довольна нарядом, который сделал для нее 13-летний мальчик, и предоставила ему возможность обучаться у портного в Бордо, а затем представила его Жаку Дусе - парижскому дизайнеру с яркой, но недолгой карьерой. С этого момента перед юным Баленсиагой открылась свободная, верная дорога к успеху. Спустя 50 лет он отблагодарил свою благодетельницу, создав свадебное платье для бельгийской королевы Фабиолы, которая приходилась маркизе внучкой.

В 23 года Баленсиага открыл свой первый дом моды - в Сан-Себастьяне, а затем еще два - в Мадриде и Барселоне. Он регулярно посещал Париж, чтобы покупать вещи великих дизайнеров: Мадлен Вионне, Эльзы Скьяпарелли, Коко Шанель. Вернувшись домой, он тщательно, в мельчайших подробностях изучал конструкцию каждой вещи. Таким образом он перенимал различные ноу-хау парижской высокой моды, а потом адаптировал модели для своих испанских клиентов. С молодых лет Баленсиагу притягивали сильные мира сего. Власть в лице членов королевских и аристократических семейств пользовалась услугам дизайнера, и этот факт привлекал все новых и новых клиентов.

В Париж!

В 1937 году гражданская война в Испании заставила Баленсиагу покинуть родную страну и направиться в международную столицу моды - Париж. Ни одна модная марка не могла достичь настоящего успеха и уважения, не будучи признанной в Париже. Продолжая управлять тремя модными домами в Испании, Баленсиага открыл магазин в Париже, в доме №10 по улице Георга V - именно там он сделал себе имя. Вдохновленный культурными традициями своей страны, он ввел в моду головные уборы, похожие на шапочки тореадоров, жакеты-болеро, мантильи всевозможных цветов, платья «инфанта». Первая же коллекция, которую он представил в год переезда в Париж, была полна национальных мотивов.

В ней был заложен стилистический лексикон марки Balenciaga: узнаваемый покрой, глубокий черный цвет, ткани в полоску, клетку, горошек, цветочные мотивы. Объем фигуры подчеркивался, не было мягкого облегания фигуры тканью, взгляд притягивался прежде всего к груди и шее. «Только Баленсиагу можно назвать дизайнером в истинном смысле этого слова. Остальные не более чем модные стилисты», - высказалась Габриэль Шанель, обычно скупая на комплименты.

Искусство иллюзии

Вне зависимости от того, заказывала клиентка одну вещь или сто, никто никогда не получал скидок. Несгибаемая позиция Баленсиаги объяснялась не жадностью, а высоким мнением о собственной работе. Из 200-300 вещей, которые он делал ежегодно, продавались все. Техническое мастерство позволяло ему использовать многие ткани, которые он выбирал за свойство особым образом взаимодействовать со светом, например, толстую фактурную шерсть. Его футуристическая творческая студия стала колыбелью революции в прет-а-порте.

Будучи элитным дизайнером, он одевал самых харизматичных и могущественных женщин мира. Его бутик был самым дорогим в Париже. Квазитеатральные платья Баленсиаги привлекали взгляды всех присутствующих на любом мероприятии. Женщина, надевшая платье Balenciaga, могла держаться только как королева - чтобы соответствовать тому огромному вниманию, которое уделяли ей окружающие. Его преданными клиентками были Глория Гиннесс, Елена Рубинштейн, Марлен Дитрих, Мария Бисмарк, Барбара Хаттон (она заказывала около 100 вещей в год). Для этих и сотен других женщин дизайнер использовал свое искусство конструирования одежды, подчеркивающей красоту женского тела.

Например, он укоротил рукава, чтобы была лучше заметна нежная пластика запястий, украшенных браслетами. Вырез платья он делал глубоким, чтобы женщины и их жемчуга чувствовали себя свободно. Кстати, это нововведение было сделано специально для Кармел Сноу, влиятельного редактора журнала Harpers Bazaar, чтобы скорректировать нелестное впечатление, которое производила ее шея. Наряды не были обужены в талии, чтобы не привлекать излишнего внимания к этой части женского силуэта. Подкладка платьев, наоборот, сидела точно по фигуре - таким образом, воздух мог гулять между слоями одежды, придавая ей живое движение. «Это похоже на океанские волны», - отметила Полин де Ротшильд, одна из постоянных клиенток модного дома.

Человек с фантазией

В реальной жизни Кристобаль Баленсиага, одержимый работой, был совершенно беспомощен. Общаясь с очень маленьким кругом друзей, он жил недалеко от своей дизайнерской студии в просторных апартаментах на авеню Марсо, там же он обедал и проводил часы сиесты в рабочие дни. Неподалеку проживала его семья, а также располагалось испанское посольство и Maison Basque. Можно сказать, что вокруг Баленсиаги сохранялся своего рода испанский микроклимат. Иногда он проводил время в своих владениях в Орлеане или Мадриде. Самым необычным местом, которое он посетил в жизни, стала Швейцария. Его интересовало только одно - создание совершенного платья.

За свою карьеру он не раз отказывался от самых заманчивых предложений по продаже лицензий на свои модели для тиражирования их прет-а-порте. «Что еще я могу купить на эти деньги? - спрашивал он в одном из интервью журналу Vogue в 1950-х годах. - У меня уже есть машина, а домов у меня и так слишком много». Требовательный и даже вспыльчивый в деловом общении, он обладал живым чувством юмора и был довольно щедр. Когда один из его лучших портных Андре Курреж попросил о ссуде на открытие собственного лейбла, он выдал ему необходимую сумму и отказался принять долг обратно. Эммануэль Унгаро был рядом с мастером с 1958 по 1963 год. «Баленсиага был аристократом, воплощавшим самые благородные стороны кутюра», - отмечал друг великого дизайнера.

Достигнутая вершина

В 1967 году мечта Баленсиаги о совершенном платье сбылась - он представил свадебное платье, построенное на одном шве. Культовая вещь, которая сказала все о моде ХХ века еще до триумфа Куррежа и Кардена. В феврале 1968 года, представив свою последнюю коллекцию, мастер навсегда отложил свои карандаши и ножницы. В каждой из 93 коллекций Balenciaga было черное платье, которое он шил своими руками от начала до конца. Оставив дела, кутюрье переехал в Испанию, где умер в 1972 году. Он был единственным дизайнером, на 100% владевшим собственным бизнесом, и единственным, закрывшим свой модный дом по собственной воле.

Ренессанс

«Хороший дизайнер, - говорил Кристобаль Баленсиага, - должен быть архитектором, рисующим эскиз, скульптором, создающим формы, художником, смешивающим цвета, музыкантом, чутким к гармонии, и философом, знающим меру». Нелегкий вызов для наследников! Прошло 30 лет, прежде чем 26-летний Николя Гескьер взял на себя ответственность за восстановление великого модного дома прошлого. Гескьер не обучался ни на каких курсах модельеров или дизайнеров и не имел никакого образования как бизнесмен. Самоучка, как и Кристобаль Баленсиага, в 15 лет он начал учиться у таких стилистов, как Агнес Б. и Коринн Кобсон, а в 20 лет стал ассистентом Жана Поля Готье.

Постепенно Николя Гескьер заслужил репутацию как приглашенный дизайнер коллекций прет-а-порте итальянских фирм Trussardi и Callaghan. Получив назначение на пост арт-директора марки Balenciaga в 1997 году, он представил свою первую весенне-летнюю коллекцию в 1998 году. В 2000 году он завоевал премию «Авангардный дизайнер года» в Нью-Йорке. С тех пор его достижения вызывают интерес и восхищение даже таких безжалостных обозревателей моды, как Сюзи Менкес. Она видит в нем «самого потрясающего и оригинального дизайнера своего поколения. Он замахнулся на совершенно новые исследования в области объема, формы и отделки».

Сегодня место аристократок заняли кинозвезды, среди клиенток Balenciaga числятся Николь Кидман, Дженнифер Коннели и Сара Джессика Паркер. Фанат научной фантастики, Николя Гескьер особенно очарован темой памяти и ее потери. Бесстрашный, зрелый и дерзкий, он бросил вызов старому мастеру. Одним из самых больших впечатлений при изучении архивов Кристобаля Баленсиаги для него стали ткани: их качество, текстура, цвет и современность.

Линия Balenciaga Editions в точности воспроизводит архивные модели, которые выглядят сегодня удивительно модными. Когда марка была выкуплена Gucci в 2001 году, она приобрела необходимую финансовую поддержку для стилистических экспериментов. «Мода - бизнес, и у меня нет к ней особых художественных претензий», - отмечает Гескьер. В мае 2006 года журнал Time назвал его одним из ста наиболее влиятельных людей в мире моды. Таким образом, спустя 34 года после смерти Баленсиаги его марка снова заняла почетное место на международной модной арене. Единодушно признанный критиками гений Николя Гескьер блестяще управляется с творческим развитием Balenciaga и не ищет легких путей. Время покажет, что из этого получится.

Источник: http://style.rbc.ru/fashion/2007/06/14/30392.shtml

 Анонсы »

 Красота »

 Фитнес »

 Вкусно »

 Это интересно »