г.Казань
ул. Московская д.3
т. 5-700-700
 

 Калейдоскоп »

Турбийономания: Все часовые шедевры сезона

Обычный механизм спуска (колесо, баланс, спираль, анкер) и несколько дополнительных колес помещены в красивую клетку (если угодно, в каретку), которая вращается вокруг своей оси. При этом каретка представляет собой часть колесной передачи часового механизма. Правда, в отличие от простых колес, она контролирует одновременно и скорость своего вращения (обычно 1 оборот в минуту), и темп работы часов в целом.

Это, собственно, и есть турбийон - гениальное изобретение часовщика французского королевского двора Авраама Луи Бреге 212-летней давности. В 1795г. Бреге пришел к выводу, что на точность хода часов влияет не только температура, но и сила земного притяжения. Когда часы находятся в вертикальном положении, из-за малейшей неуравновешенности системы «баланс-спираль» гравитация то ускоряет, то замедляет вращение баланса. Бреге решил поместить баланс и спуск в специальную вращающуюся клетку. При вращении этой клетки воздействие гравитации в разные моменты времени компенсировалось, за счет чего возрастала точность. После шести лет испытаний мастер запатентовал свое изобретение. В описании устройство называлось «вихреобразным регулятором» (tourbillon (фр.) - смерч, вихрь), который компенсирует действие гравитации и значительно повышает точность хода часов.

После векового триумфа турбийон пережил вековое забвение. На пенсию его отправили не только новые материалы и технологии, которые позволили и без антигравитационного эффекта сократить погрешность хода до нескольких секунд в сутки. Главными виновниками исчезновения турбийонов стали наручные часы. С их появлением гениальная изначально идея Бреге потеряла актуальность: она работала оптимально, только если часы находились в вертикальном положении - в часовом кармашке жилета. В наручных часах, которые в зависимости от темперамента владельца могут принимать свыше сотни различных положений в минуту, в турбийоне просто нет необходимости.

От окончательного забвения турбийон спасла потрясающая красота: величие драгоценных мостов, украшенная крупным рубином ось, бесконечное плавное вращение клетки, сквозь изящные прутья которой видны сокращения спирали и элегантная поступь рубиновых палет анкера. Эти шедевры микромеханики состоят из 50-80 деталей, а весят всего лишь от 0,2 до 0,8 грамма! О великолепии турбийона вспомнили, как только точность и надежность современных часов стали восприниматься как нечто само собой разумеющееся, а на первый план вышла красота аксессуара номер один. Как и 200 лет тому назад, борясь с земным притяжением, сам турбийон непреодолимо притягивает восхищенные взоры и деньги эстетов всего мира.

Современное Haute Horlogerie вот уже 5-й год переживает эпидемию турбийономании. В XXI веке, как и в XVIII, самостоятельно разработать и создать механизм вихреообразного регулятора очень непросто, и это расценивается как диплом о высшей степени мастерства. Сегодняшние турбийоны, как, собственно, и сами часы, делятся на виды и классы. Они бывают пафосные и ювелирные, простые и сложные, классические и авангардные, дизайнерские и спортивные, мужские и женские, дорогие (1 500 000 евро) и доступные (3000 евро). Интересно, что россияне полюбили турбийоны так, что швейцарцы, а за ними и вся остальная часовая Европа стала называть Россию «страной турбийонов». Вот наиболее интересные турбийоны, представленные нынешней весной на выставках в Базеле и Женеве.

Breguet Classique 5335 Grande Complication Messidor Tourbillon ТУРБИЙОН ПАФОСНЫЙ
Начинаем, разумеется, с компании, которой принадлежат все лицензионные и моральные права на производство турбийона. Тем более это один из самых красивых турбийонов года! Странное название Messidor объясняется достаточно просто, ведь, согласно французскому революционному календарю, Бреге получил патент на свое гениальное изобретение не 26 июня 1801 года, а 7-го мессидора IX года. Калибр 558 SQ2 с ручным заводом и запасом хода 50 часов скелетонизирован с ювелирной страстью и мастерством. Именно из-за этого дизайнеры решили значительно уменьшить фирменные стрелки из вороненой стали. Зато на отметке «6 часов» «основоположники жанра» решили разместить не обычный вихревый регулятор, который крепится к платине мостом, а так называемый безмостный, или flying-турбийон. Он просто огромен! Хитрое расположение сапфировых стекол создает впечатление, что Messidor и впрямь парит в пространстве и живет своей, совершенно отдельной жизнью от механизма. Модель выпускается в 40-миллиметровом корпусе из розового золота 18 каратов. Задняя крышка сделана из сапфира. Есть также платиновая версия Messidor. В последнее время Breguet активно пробует свои силы в ювелирном искусстве. В частности, самый красивый турбийон года можно дополнить не менее красивыми запонками из золота или платины.

Daniel Roth Tourbillon Lumiere ТУРБИЙОН КЛАССИЧЕСКИЙ
Известный мастер Даниэль Рот, прославившийся современными стильными, сложными часами, совершенно неожиданно решил обратиться к истокам и создал потрясающий образец высочайшего часового искусства, по которому можно изучать часовое дело. Вот он, заводной вал, завершающийся на храповом колесе, заводной барабан, колесная передача, узел «баланс-спираль» в каретке турбийона. Перевернув модель, вы поймете и как интегрируется в механизм индикатор запаса хода, и для чего, собственно, нужна каждая из 200 деталей, каждый из 22 рубиновых камней этого скелетонизированного турбийона с индикатором запаса хода. Наглядно и потрясающе красиво, потому что каждая деталь декорирована и отполирована вручную. Спешите приобрести: этих образцов будет изготовлено всего 50 экземпляров! Выпускается «Светящийся турбийон» в корпусе 44х41 мм, высотой 10,05 мм, из красного золота 18 карат. Стекло и прозрачная задняя крышка, разумеется, сделаны из сапфира с антибликовым покрытием. Оснащается он эксклюзивным скелетонизированным калибром M054 DR780, частота 21 600 пк/час, запас хода 64 часа. Коричневый ремешок сшит вручную из кожи аллигатора с фирменной браслетной застежкой из розового золота.

IWC Tourbillon Mystere ТУРБИЙОН МУЖЕСТВЕННЫЙ И ВЕЧНЫЙ
Прославленная компания IWC из немецкоговорящего швейцарского кантона Шаффхаузен вспомнила о турбийоне одной из первых. В 1993 году она приспособила его к наручным часам IL Destriero Scafusia («Боевой конь Шаффхаузена»), которые до недавнего времени считались самыми сложными наручными часами в мире. Затем, ведомая конструктором Куртом Клаусом, IWC оснастила вихреобразным регулятором свою знаменитую коллекцию Da Vinci. И, наконец, турбийон обжился и в IWC Portuguese. В Destriero и Da Vinci турбийон размещался сзади, так как циферблат был отдан под вечный календарь. Нынешний Portuguese Tourbillon Mistere - фронтальный. Чем еще примечателен Tourbillon Mystere?

Турбийон сколь красив, столь и хрупок, ведь если в обычных часах ось баланса крепят три рубиновыми камнями, а потому она выдерживает удары, то здесь за сохранность сердца часов отвечает лишь ничтожная тончайшая каретка. Недаром большинство владельцев российских магазинов перед тем, как продать турбийон, тщательно выясняют у клиента, какой образ жизни он ведет. Если очень активный, то отказывают. Дело в том, что продать у нас турбийон даже за полмиллиона евро - дело не хитрое. Хитрое - объяснить затем человеку, который сходил с ним в спортзал, что этого делать категорически было нельзя, а потому на дорогостоящий ремонт гарантия не распространяется.

Фанатичного поборника надежности в часах Курта Клауса хрупкость турбийона категорически не устраивала. Он добивался, чтобы надежность и крепость его «Мистического турбийона» лишь немного уступала знаменитым Big Pilot Watch, которые IWC создала перед Второй мировой для асов Luftwaffe. Эти часы находили целыми среди груды бесформенных остатков упавшего с многокилометровой высоты сбитого самолета. Только по номерам этих часов поисковики порой узнавали имена погибших пилотов.

Как всегда, Клаус нашел оригинальное и парадоксальное решение. Он отказался крепить каретку турбийона мощным амортизирующим удары мостом, но посадил ее на... стальной шарикоподшипник. То есть каретка выйдет из строя только вместе с подшипником! Базовым для турбийона стал знаменитый механизм Клауса 5000-й серии. Узел баланса в этих механизмах находится в районе отметки «12 часов». Там же - на самом видном месте - и разместился сверхпрочный турбийон. Необыкновенно мощная и длинная пружина, которой оснащены механизмы IWC 5000, обеспечивает турбийону запас хода в 168 часов! Правда, для этого Клаусу пришлось уменьшить диаметр колеса баланса. Если в дебютировавшей первой версии Tourbillon Mystere вес каретки составлял всего 0, 296 грамма, то в новейшей каретку усилили. Она стала вдвое тяжелее, зато теперь турбийон IWC практически не боится ударов. Выпускается модель в 44,2-миллиметровом корпусе из белого золота. Стекло и задняя крышка сделаны из сапфира. Стоят эти часы 115 000 евро.

Zenith Class Open El Primero Tourbillon ТУРБИЙОН БЫСТРЕЙШИЙ И СТИЛЬНЫЙ
Есть повод гордиться своим очередным турбийоном и у главы Zenith Тьерри Натафа. Это он жарко спорил со своими инженерами, которые убеждали его в том, что если оснастить турбийоном знаменитый зенитовский калибр El Primero, то придется отказаться от фирменной частоты баланса 36 000 пк/час. Чем больше частота колебаний, тем точнее часы, но тем больше энергии требуется балансу. Да и турбийон - один из самых больших «пожирателей» энергии в часах. Расчеты показывали, что при стандартной схеме турбийона и частоте колебаний баланса 36 000 пк/час необходимо энергии в 4,7 раз больше, чем способен выдать стандартный El Primero.

Три года бились над этой головоломкой конструкторы Zenith. Принципиальное решение проблемы пришло в голову Натафа: необходимо изменить конструкцию турбийона, добавив в него еще одну колесную пару. В результате получился автоматический хронограф с минутным турбийоном и частотой 36 000 пк/час - абсолютно асимметричные часы с асимметричным механизмом. Чуть смещенную от центра ось обыграли, расположив турбийон у отметки "11 часов". Часовые метки как бы танцуют в направлении к каретке. Между мостом и кареткой турбийона установлен диск календаря, который вращается в противоположную от каретки сторону.

Ну а после базельской премьеры Class Open El Primero Tourbillon, можно сказать, все мужские и женские коллекции Zenith имеют в качестве топовой модели турбийон. Этот, пожалуй, самый стильный. Конструктивистские тянущиеся по всему циферблату лучи звезды, что расположена в центре каретки турбийона, и подчеркнуто мощные часовые метки воспринимаются вдвойне эффектно на фоне очень сдержанного дизайна счетчиков хронографа и классического узора гильоше Grain dorge. Строгие колодцы счетчиков хронографа формируют цифру «8», которая, согласно восточным гороскопам, означает жизнь в счастье. Запас хода часов превышает двое суток. Модель предлагается в корпусе диаметром 45 мм, из розового золота 18 карат, сапфировое стекло и задняя крышка покрыты с обеих сторон антибликовым составом, WR 50 м. Стоит стильный турбийон 135 000 евро.

MB&F Horological Machine No 1 ТУРБИЙОН АВАНГАРДНЫЙ
Прославившийся знаменитым проектом Opus для компании Harry Winston Максимилиан Бюссер создал в прошлом году собственную компанию MB&F (Max Busser and Friends). Схема работы компании абсолютно та же, что была придумана им в Opus. Бюссер выбирает интереснейшую, кажущуюся фантастической идею и воплощает ее. Впрочем, теперь Бюссер принципиально оговаривает, что он создает не часы, а машины времени. Главное в НМ1 - стильный красно-золотой корпус (64х49 мм, высота 14 мм), напоминающий цифру «8» или две герметичные мини-упаковки сливок, которые подают к кофе. Главное, потому что он задал архитектуру циферблата, механизма и набор функций: часовая индикация с центральным указателем резерва хода на циферблате левого полушария, индикация минут на правом циферблате, а между полушариями - подиум для турбийона.

Из-за необычной формы циферблаты пришлось дополнять сапфировыми мостами, которые несут не только шкалы, но и служат опорой для осей стрелок. Механизм для НМ1 создали известные независимые мастера Лоран Бессе и Питер Спик-Марин. У модели 4 заводных барабана. Расположены они не в ряд, а очень необычно: одна пара в левом полушарии корпуса, которое показывает часы, вторая пара - в правом, на циферблате которого индицируются минуты. Такое расположение барабанов позволяет заводным пружинам работать с гораздо меньшей нагрузкой, что в свою очередь уменьшает силу воздействия на колесную передачу, продлевает жизнь механизму и повышает точность. Заводится HM1 и вручную, и автоматически. Причем ротор автоподзавода расположен только в левой части, а правая пара барабанов заводится с помощью головки. Обе пары соединены друг с другом сложной колесной передачей. Запас хода HM1 составляет 7 дней.

Собственно турбийон здесь выступает не как пафосное дополнение, повышающее стоимость часов, а как совершенно необходимый узел. В модуле турбийона складывается энергия четырех барабанов. К тому же турбийон визуально объединяет полушария корпуса. Каретка приводится в движение не одной, а сразу двумя колесами с обеих сторон. Этот привод также можно назвать небольшой революцией, и он, конечно же, запатентован. Калибр НМ1 в общей сложности состоит из 376 деталей и содержит 81 рубиновый камень. Машина №1 вышла настолько сложной, что больше 30 экземпляров в год Бюссер со всеми своими друзьями производить не сможет. Выпуск продлится в течение трех лет.

Bell & Ross Instrument Tourbillon ТУРБИЙОН ВОЕННЫЙ
Перед вами топ-версия знаменитой модели Instrument молодой компании Bell & Ross, штаб-квартира которой находится во Франции. Появившись два года тому назад в виде несложных автоматических авиационных часов с тремя стрелками, Instrument в радикально черном квадратном корпусе произвел настоящий фурор и положил начало актуальнейшему и по сей день тренду на радикально черные корпуса. В этом году Bell & Ross решила оснастить свою лучшую модель самым броским и дорогим усложнением - турбийоном. Не правда ли, очень стильный и сильный Instrument получился? Bell & Ross «обкатал» на новой модели новые технологии. Если раньше стальной 46-миллиметровый корпус покрывался черно-титановым PVD, то сейчас - карбоновой пудрой (технология black carbon powder coating). Из натурального карбона сделан и циферблат, чей естественный не бликующий узор прекрасно дополнил военный дизайн часов. Кроме турбийона у модели есть динамограф (индикатор интенсивности сокращения баланса), а также индикатор запаса хода. К Базельской выставке был выпущен только прототип. Серийное производство будет налажено к концу года.

Источник: http://style.rbc.ru/luxury/2007/06/29/31174.shtml

 Анонсы »

 Красота »

 Фитнес »

 Вкусно »

 Это интересно »